Основная
задача цифрового фото вовсе не в том, чтобы сэкономить деньги на
пленке, гораздо более важное преимущество цифры в предпечатной
обработке изображений на компьютере. И, лишая себя удовольствия
улучшить свои работы средствами графического редактора, мы лишаем себя
практически половины творческого процесса в цифровой фотографии.
Корректировка цветов – зачастую фотографии получаются
несоответствующими действительности: цветопередача большинства дешевых
любительских аппаратов далеко не идеальна. Однако в любимом всеми
Photoshop есть очень много средств по устранению подобных дефектов.
Так, например, через меню Image – Adjustmenst – Levels можно подправить
баланс цветов, значительно расширив их диапазон, а значит, увеличив
яркость и насыщенность снимка. Пункт меню Color Balance позволяет
менять соотношения различных цветов, что может быть очень полезно при
исправлении неправильного баланса белого или при исправлении
отсканированных постаревших снимков.
Наложение фильтров в Photoshop – это отдельная тема большого
раздела. Но не вспомнить о фильтрах при обработке фотографий все же
нельзя. Благодаря фильтрам Blur, мы можем скрыть шумы на фотографиях
или сгладить зернистые снимки, сделанные при больших значениях
светочувствительности. Однако главное предназначение фильтров – создать
эффектную фотографию из простенького сюжета. Если, например, у вас
получился смазанный снимок, а исправить его не удается, то можно одним
лишь нажатием из пункта меню Filter – Distort – Glass создать эффектный
кадр: теперь размытость границ не будет видна, а объект будет помещен
за ребристое стекло, как бы прикрыт им. Экспериментируя со значениями
параметров, вы сможете изменять внешний вид стекла, но это только
ничтожный пример использования фильтров.
Монтаж – один из самых популярных видов обработки. С помощью
двух-трех несложных операций в любом графическом редакторе вы сможете
усадить свою любимую дочку на живого тигра или побывать всей семьей на
Канарских островах. Конечно, такие манипуляции с фотографиями не
прибавят вам столько же здоровья, сколько реальные лучи южного солнца,
но эффект будет впечатляющим. Впрочем, монтаж применим не только к
фотографиям (одна из которых является фоном для другой). Наиболее
креативными получаются картинки, смешанные из нарисованных вручную
объектов и реальных фотографий. Попробуйте «подрисовать» что-нибудь к
своим фотографиям – может получиться очень мило.
Правка границ кадра после кадрирования. Часто так получается, что
сильное обрезание снимка с какого-либо края нарушает пропорции кадра,
делая его некрасивым. Старайтесь при обработке кадров не делать длинных
и узких картинок – они не будут выглядеть естественно. Но, если уж
пришлось сильно обрезать кадр вдоль его длинноо края, сгладьте немного
его пропорции, создав полупрозрачную рамку, сужающуюся к середине
длинной стороны кадра.
Хранение фотографий
Казалось бы, нет ничего сложного в создании структурированного
каталога с файлами фотографий. Однако, как и стоило ожидать, стоит
рассмотреть некоторые термины, касающиеся хранения изображений. И
главным образом, это будут названия форматов.
JPEG – самый распространенный формат изображений. При сохранении
файлов в формате JPEG, компьютер находит одноцветные области и кодирует
их. Дело в том, что зрение человека так устроено, что он не может
увидеть, скажем, несколько точек другого оттенка на одноцветном фоне
похожего цвета. Именно поэтому, при сохранении в формате JPEG не
выделяются отдельные точки изображения и кодируются так же, как
основной фон. Существует несколько степеней сжатия JPEG: чем она
сильнее, тем менее детализована будет картинка.
TIFF – при выборе камеры, многие фотолюбители интересуются, есть ли
в их будущем аппарате возможность сохранения снимков в формате TIFF.
Этот формат дает возможность практически без потерь хранить
изображение: специальный язык разметки файла позволяет сохранять всю
возможную информацию о картинке (от размера изображения до количества
используемых в нем цветов). Однако за сохранение картинок хорошего
качества приходится расплачиваться размерами файлов: фотографии формата
TIFF порой занимают в три раза больше места, чем аналогичные в JPG.
RAW – это специальный формат, дающий возможность сохранять картинки
в том виде, в котором они поступают с матрицы в процессор: в виде
числовых массивов. Каждый такой массив хранит в себе информацию об
одной из точек изображения. Соответственно, если ваша 4 МП камера
запишет в формате RAW картинку, то на карточке будут храниться 4
миллиона массивов (что, несомненно, потребует немалого объема памяти).
Лишь специальный декодер, чаще всего входящий в комплект ПО камеры,
позволяет распознать такую «картинку», зато качество ее будет
максимальным, по крайней мере. К ошибкам фотографа уж точно не
присоединятся ошибки процессора камеры.
Так в каком же формате хранить свои фотографии? В идеале, конечно,
нельзя ограничиваться каким-то одним форматом: далеко не все снимки
имеют одинаковую ценность: наиболее ценные кадры стоит сохранять без
сжатия, а обычные, повседневные снимки лучше сжать в JPEG
|